Москва, ул. Новочерёмушкинская 60, корп. 2.
+7 (495) 726-55-91

Конкуренция в бизнесе

Со времен возникновения социального общества, каждый человек, живущий и осознанно развивающийся по его законам (социальная единица), стремится улучшить условия своего пребывания в социуме. Посредством приложения соответствующих усилий, человек, в итоге намерен приобрести необходимую ему выгоду, которая может выражаться для него в наличии определенных материальных благ, а также в обеспечении и защите благ нематериальных.

К материальным благам следует отнести различное имущество, денежные средства, приобретенные проценты, дивиденды и так далее. Нематериальные блага, такие как жизнь, здоровье, честь и достоинство, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, являются правом каждого законопослушного человека и гражданина. Когда вышеуказанные материальные блага, а также возмездные услуги по обеспечению соблюдения и защиты вышеуказанных нематериальных благ, становятся предметом рыночных отношений, то они  приобретают все признаки товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», товар — объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Целью любого бизнеса является извлечение прибыли, посредством реализации товаров и услуг потребителю, а основой рыночных отношений является конкуренция, которая в итоге и определяет рынок товаров и услуг в целом. Таким образом, конкуренция есть двигатель, если угодно «локомотив» бизнес процесса. В переводе с латинского, слово конкуренция (concurrere) означает «сталкиваться», «соперничать». В соответствии с пунктом 7 статьей 4 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Именно в результате соперничества продавцов (производителей) товаров и услуг в борьбе за спрос потребителя, естественным образом должен формироваться оптимальный уровень цены и качества. Потребитель, как известно, определяет приемлемый для него товар либо услугу посредством соотношения своих требований к товару и своих финансовых возможностей.

Каждой группе потребителей свойственно приобретение определенной группы товаров, поэтому первоочередной задачей продавца также является занятие своей ниши на рынке товарооборота. А поскольку все ниши уже давно заняты, более того, внутри каждой из ниш идет ожесточенная борьба за реализацию именно «его товара», то по идее, естественным образом должно происходить увеличение роста качества товаров и услуг, а также снижение цены на товар. На первый взгляд просто, но так ли все происходит на самом деле?

Поскольку в бизнесе нет равенства по финансовым возможностям, известности широкому кругу потребителей, достаточном наличии каналов сбыта товаров, и так далее, то правила игры в наиболее экономически выгодных нишах рынка задают крупные монополии. В рамках конкурентной борьбы, сложившиеся крупные монополии в бизнесе на те или иные виды товаров и услуг, могут себе позволить снизить цену на товар ниже сложившегося уровня. Естественно, что представителям более мелкого бизнеса придется сделать то же самое, чтобы не оказаться за бортом. В таком случае ничего не остается, кроме как задействовать рычаги неценовых методов борьбы с конкуренцией.

Для усиления конкурентоспособности бизнеса, возникнет необходимость улучшить качество товаров и услуг, при этом снижая затраты на их производство. Как следствие безграмотного управления, это может негативным образом сказаться на оплате труда наемным работникам, что само по себе может вызвать текучку кадров и гибель бизнеса. А значит, ставку придется делать на изучение специфики сегмента рынка, на индивидуальный подход к каждому потребителю, на уникальность предлагаемых потребителю товаров, на мотивацию сотрудников, на рекламу. Одним словом, внутри организации должна быть разработана такая стратегическая модель планирования, при которой будет учтено как можно больше нюансов, связанных с ведением бизнеса – бизнес-план.

Бизнес-план необходим с самого начала деятельности любой отрасли и вида бизнеса, а лучше еще на стадии его создания, и может потребовать привлечения соответствующего уровня специалистов. Бизнес планирование есть грамотное обращение с информацией, в первую очередь. Информация о конъюнктуре рынка, о возможных экономических рисках, о конкурентах и способах их борьбы не может быть бесплатной. Поэтому мы выходим на необходимость денежных вложений в бизнес на данном уровне, что само по себе есть дополнительная статья расходов.

Также, для  бизнеса важно наличие рекламы его товаров и услуг, посредством которой потенциальный потребитель сможет получать информацию о них.

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»:

— рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

— объектом рекламирования считается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

— товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот. 

Если же финансовое состояние бизнеса не позволяет включать какие-либо дополнительные статьи расходов, что называется «лишь бы на плаву удержаться», то определять стратегию дальнейшего развития придется своими силами, а на рекламе придется сэкономить. Главная задача остается прежней – сделать свой товар уникальным для потребителя.

В зависимости от специализации конкурентов в выбранной нише, можно поначалу осваивать не весь рынок, а некую его менее освоенную часть, и сделать ее для себя профильной. Это необходимо, чтобы  нарастить спрос в узкой специализации, так сказать занять для начала хоть какое-то место на рынке. Например, влезая в уже весьма освоенную нишу оказания услуг в сфере курьерской доставки, специализироваться на доставке детских игрушек с театрализованным сопровождением вручения посылки. Если все ресурсы, брошенные на создание узкого профиля услуг, будут востребованы определенной группой потребителей, то уже можно будет позиционировать данный бизнес внутри ниши. Это, своего рода, внутреннее разделение рынка. Главный минус деления рынка под узко профильный бизнес – то, что очень скоро этот профиль также освоят наступающие на пятки конкуренты, поэтому застаиваться на одном месте опасно. Для бизнеса важно расти, по возможности расширяя свою линейку продуктов. За каждым шагом должен быть следующий, что в итоге должно вести к освоению более высоких секторов рынка. Систематический мониторинг новых каналов сбыта, необходим, с целью сделать товар  максимально доступным для потребителя, а также с целью поиска крупных оптовых заказов. При этом система управления бизнесом должна быть хорошо отрегулирована, вне зависимости от вида реализуемых товаров и услуг.

Чем быстрее удастся определить тот вектор развития бизнеса, при котором всегда будет преимущество перед конкурентами, тем больше финансовых ресурсов можно будет привлечь для развития бизнеса. При этом развитие бизнеса предполагает не только наращивание активов, но и совершенствование динамики отрыва от конкурентов, поскольку конкуренция неумолимо обостряется в условиях современного рынка. Более того, конкуренция обостряется в условиях нашего общественного устройства, и бешеный ритм современной жизни не позволит кому-либо долго почивать на лаврах.

Конкуренция всегда являлась основой жизненного устройства, инструментом социальной градации индивидов, их способности к выживанию, к развитию, к адаптации в новой среде. Вместе с тем, особенности конкуренции в современном мире есть следствие эволюции, которую определяет технократический путь развития человечества. Скорость развития и модернизации жизни вокруг современного человека, требуют в первую очередь ускорения не только и не столько профессионального роста над конкурентами, но и личностного роста над самим собой, способностью к быстрому овладению инновациями.

В той же степени конкуренция должна воздействовать и на бизнес, постоянно подталкивая его к развитию технологий производства и совершенствованию сферы товаров и услуг для потребителей, не давая, таким образом, крупнейшим монополиям «загнивать» в условиях растущей потребности к развитию и модернизации всей экономики. Здесь очень важна роль государства, которое, стимулируя кредитование малого и среднего бизнеса, тем самым создаст атмосферу здоровой конкуренции, что может послужить стимулом для новой индустриализации и возрождению сельского хозяйства. Это необходимо как в условиях глобальной конкуренции, так и для развития инновационной инфраструктуры внутри страны.  Таким образом, конкуренция, как мощный стимул развития, есть локомотив  бизнес процесса на всех его стадиях становления. Главное, чтобы конкуренция бизнеса была основана на здоровых амбициях трудолюбивых людей, и принципах законности.